Ликвидация неликвидов.
1. Неликвидные товары.
Ликвидация залогового имущества, распродажа остатков, истекающий срок хранения – это все проблемы неправильной организации и планирования сбыта. Ассортимент реальной точки реализации розничной торговли или мелкооптовой фирмы, складывается в основном под влиянием спонтанно возникающих рыночных факторов – мгновенного спроса, колебания цен, урожайность/сезонность, доступность или недоступность в закупке определенных товаров и других плохо прогнозируемых событий. Как правило, из за этого, некоторая доля складских запасов, зачастую довольно значительная, являют собой непродающиеся в течение длительного времени товары, попросту говоря неликвиды. Что делать? Выход есть! Посмотрите внимательно на свой ассортимент с другой точки зрения, и Вы увидите, что Ваши неликвиды представляют собой товары-одиночки, без синергитической поддержки товаров-спутников!* Это товары, выбившиеся из стройного плана закупок, который сформировался в мыслях Ваших клиентов и продажа такого товара – дело случайное (хотя многие его возводят в ранг искусства). С такими товарами поступают по-разному – продают в “подарочных наборах” , делают скидки на залежавшийся товар, “сливают” по-дешевке, “разбавляют” в других товарах и проводят тому подобные мероприятия . Как поступить со своим неликвидом, и как определить когда товар становится неликвидным в данном конкретном случае? Есть простая методика * оценки вероятности продажи товара через комплиментарность. В двух словах – если на продажу 10 товаров X приходится 1 продажа товара Y, то комплиментарность Y к X равно 1/10, т.е. 0,1. В более или менее стационарных экономических условиях это довольно точные весовые коэффициенты (пропорция 1 ложка чая на три сахара на стакан кипятка довольно стабильна, не правда-ли?). Их можно определить из своей истории продаж, или прибегнув к помощи конкурентов : ) - если своих данных недостаточно. Таким образом, назначив для себя минимально возможный порог комплиментарности, от которого зависит желаемая скорость оборачиваемости капитала, можно смело “раскидать” ассортимент на “ходовой” и “неликвидный”. Полдела сделано. Ну вот! С методами определения “ходового” товара разобрались, теперь как избавиться от товарного балласта?

Особо интересная и наиболее сложная ситуация – ликвидация “неликвидных” услуг. Точнее это вопрос утилизации рабочего времени и оборудования, применяемго для производства услуг. Это могут быть проблемы простоя транспорта, рабочих мест и оборудования швей, слесарей, фотографов, “посадочных” мест в игровых залах, барах, ресторанах и гостиницах, пустующие торговые площади и так далее. Обычно все сваливают на недостаточное количество рекламы, малое количества клиентов, неплатежеспособностью населения в районе обслуживания. Но, спокойно обдумав ситуацию, можно найти причины недостаточного объема оказанных услуг. Зачастую, хорошим лекарством может послужить незаслуженно забытая кооперация. Очень четко это поняли оптовые фирмы по продаже стройматериалов, скооперировавшись с телефонными диспетчерами грузового транспорта. “Проверенные способы” - это комплексное, в полном смысле этого слова, обслуживание. Здесь имеет смысл определить комплиментарную группу услуг, проявляющую синергию к вашему бизнесу, и постараться предоставлять такие комплексные услуги. Вот некоторые примеры из практики:

- В большом городе, знакомый моего товарища, хозяин кафе, жаловался на пустующий банкетный зал. Я дал ему совет - предоставлять бесплатно свой Мерседес своим заказчикам, которые празднуют свадебное торжество в его заведении. Через какое-то время, все заведение стало “заточено” под свадьбу – это и комнаты отдыха для приезжих гостей и родственников, и “свадебная” кухня, и свадебные аксессуары.
- Одна заведующая рабочей столовой в крупном АТП, выкупила недорого старый катафалк для обслуживая похорон, поминки после которых проводят в ее столовой.
- Всем известный факт, что гостиницы забирают багаж своих постояльцев из аэропортов, логичным следствием из которого стала аренда аппартаментов и автомобилей с водителем посуточно, предлагаемая таксистами.
- В Германии, в последние годы, на СТО появилось время “самообслуживания”. В таких мастерских можно получить автоподъемник и инструмент “напрокат” в нерабочее время и по выходным ( кстати - какая ирония! - почему-то хозяева в основном турки, а клиенты -немцы).
- Очень интересное решение, еще во времена СССР, я видел на колхозном рынке одного райцентра – на торговых столах были нарисованы шахматные доски! Понятно, что на незанятых под торговлю местах, по субботам и воскресеньям, собирались любители шашек и шахмат со всех окрестных сел, и бои были нешуточные, даже на деньги играли!
- В Днепропетровске, в большом дворце спорта кроме концертов и выставок, по субботам и воскресеньям работает специализированный радиорынок - очень удачный, всепогодно-всесезонный! В отличие от всех других рынков, вход на радиорынок платный, и местовое дорогое. Несмотря на это, и покупателей и продавцов очень много.
- В бильярдном зале до обеда работает платная школа бильярда для всех желающих, и детей и взрослых. Цена одного часа обучения меньше, чем стоимость проката часа бильярдного стола, но на один стол приходится несколько пар учеников. Таким образом, в самое тихое для всех их конкурентов время, это заведение получает доход даже выше, чем в самое “игровое” время. Преподователи школы, профессионалы спортивного бильярда, своей техничной игрой привлекают дополнительных посетителей, бесплатно производя самый эффективный вид рекламы – людскую молву.
- кафе, находится возле центрального оффиса “Цептер”. Частенько кафе бесплатно предоставляет пустующий банкетный зал для проведения презентаций посуды. Менеджеры фирмы, приглашая на презентации домохозяек, делают очень серьезную рекламу для кафе – во-первых, ломают первый психологический барьер посещения “незнакомого места”, во-вторых, демонстрируя посуду готовят в ней “по-домашнему, как для себя”. Опять появляется эффект проекции, только со знаком плюс.


Кроме комплиментарных услуг, эксплуатирующих одно и то-же оборудование или одних и тех-же клиентов, можно перепозицинировать свои услуги в другой сегмент рынка - например, во время “тихого часа” в парикмахерской, можно организовать своих мастеров для стрижки на дому у заказчиков. Можно диверсифицировать свои стандартные услуги - автосервис начал ремонт мотороллеров и гидроциклов, и наоборот – художественная мастерская по металлу, кроме ворот и заборов стала изготавливать прицепы для легковых автомобилей, а цех по ремонту мягкой мебели занялся перетяжкой салонов автомобилей. Продолжать можно дальше – в любом бизнесе есть дополнительные возможности. Конечно, есть еще какие-то методы. Критерии отбора способа активизирования “простаивающих мощностей” зависят от желаемой цели – это может быть рекламирование, или увеличение обьема услуг, повышение рентабельности или ликвидности. Главное, что-бы это не требовала больших дополнительных вложений, не сильно мешало и не усложняло основное дело.

По большому счету, все удачные варианты интенсификации продаж – это примеры создания новых высоколиквидных комплиментарных групп с высокой степенью и вероятностью комплиментарности. Для прозрачного понимания смысла этих действий, я держу в голове образ советского салата-оливье, из дефицитного по тем временам зеленого горошка, и сравниваю его с современным салатом из крабовых палочек и консервированной сладкой кукурузы. Блестящий новый рецепт салата образовал новую устойчивую группу (кукуруза-яйца-крабовые палочки-майонез), и потащил вверх за собой продажи товаров из других групп – крабовые палочки – пиво, яйца – муку, майонез-салатнуя зелень и т.д.

Теперь, творчески переосмыслив все вышеизложенное, Вы можете выбрать сами, каким методом действовать. Дерзайте, желаю всем успеха!

*см.”Метод оценки ассортимента с точки зрения комплиментарных групп”

Сайт управляется системой uCoz